http://ictsd.org/i/global-platform/bridges-cancun-updates/%c2%ab%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8b%c2%bb-%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%bb%d1%8f-%d0%b8-%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%82/97290/
Почти год назад, когда 193 члена Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) перенесли политические декларации Копенгагенского соглашения в окончательные решения своей ежегодной конференции, многие говорили, что соглашение никогда не будет реализовано. По мнению других, усиление политической воли, которое наблюдалось перед встречей в Копенгагене, могло сохраниться в течение 2010 г., что позволит достичь больших результатов в Канкуне. Однако накануне предстоящей 29 ноября – 10 декабря 2010 г. в Канкуне (Мексика) Конференции сторон РКИК ожидания низки. Многие ключевые страны и Исполнительный секретарь РКИК ООН Кристиана Фигейрас открыто заявили, что в рамках этого заседания не удастся достичь всеобъемлющего соглашения, включая договоренности о сокращении выбросов. В лучшем случае будет подготовлено небольшое пакетное соглашение, которое будет касаться деятельности по противодействию изменению климата, сельского хозяйства, раннего планирования новых институциональных механизмов, а также частично решать вопрос об обещанных фондах. Такое соглашение, по мнению наблюдателей, может поддержать переговорный дух на относительно высоком уровне.
Ситуация в мире за последние 12 месяцев сильно изменилась. Финансовый кризис продолжает подрывать экономическую стабильность и уровень занятости во всем мире, и у избирателей – особенно в богатых странах – появились другие приоритеты. Проблемы изменения климата уже не вызывают серьезную обеспокоенность, а в некоторых случаях предлагаемое решение этой проблемы все чаще рассматривается в качестве угрозы национальным интересам. Наиболее очевидным примером страны, в которой произошла такая смена приоритетов, являются США, где усиление позиций республиканцев в промежуточных выборах в ноябре 2010 г. существенно изменило планы администрации Барака Обамы по климатической политике. Большие надежды на то, что США будут решать проблему изменения климата внутри страны и возьмут на себя руководящую роль на переговорах РКИК ООН, уступили место разочарованию.
Сложная ситуация в мировой экономике отразилась на медленном прогрессе глобальных климатических переговоров. Затягивание бюджетного пояса во всем мире привело к протекционистским настроениям во многих странах. В то время как политики на международной арене обмениваются дипломатическими заявлениями об обязательствах в глобальном сотрудничестве, те же политики часто меняют тон своих заявлений при обращении к национальной аудитории, особенно к частному сектору. Энергетическая промышленность и другие отрасли экономики, которые являются главными загрязнителями атмосферного воздуха выбросами оксида углерода, оказывают давление на законодательные органы, чтобы избежать крестового похода против изменения климата. Лоббисты обеспокоены тем, что дополнительные расходы, необходимые для снижения выбросов, станут для них непосильной ношей. Некоторые отрасли промышленности в Европе и США пошли даже на финансирование дорогостоящих кампаний, чтобы дискредитировать вопрос изменения климата, а другие – угрожали переносом своих предприятий в другие страны.
Учитывая, что большинство стран внимательно следят за действиями США при выработке своих национальных политик в области климата, провал американского законопроекта по климату стал определяющим поворотным моментом на переговорах РКИК ООН. Действительно, отказ от этого законопроекта устранил вероятность достижения соглашения в Канкуне. Хотя администрация Обамы и конгрессмены работали в течение 2010 г. над тем, чтобы принять сильный энергетический и климатический закон – в комплекте со схемами ограничения выбросов и вопросами торговли, – страх, возникший в определенных отраслях промышленности в связи с утратой глобальной конкурентоспособности, разрушил эти усилия. Даже включение мер пограничной углеродной коррекции, таких как защитные тарифы, оказалось недостаточно для сохранения закона. (Пограничные углеродные меры – односторонние меры государства в отношении товаров, импортируемых из страны, которая не обеспечивает «сопоставимой компенсации» за выбросы парниковых газов, связанных с производством этих товаров).
Все взоры обращены на США и Китай
Турбулентные американо-китайские отношения оказали большое влияние на темпы переговоров в период 2010 г. и продолжают оставаться, по мнению многих специалистов, наиболее сложной проблемой накануне переговоров в Канкуне и в последующий период. Взаимозависимые торговые партнеры являются основными источниками выбросов парниковых газов. И в то время как США продолжают колебаться под давлением экономических сокращений, а Китай упорно пытается удержать экономику, никто из них не проявляет готовности пойти на большие уступки в соглашении, которое повлечет за собой долгосрочные расходы на некоторые наиболее конкурентоспособные экономические сектора.
Для того чтобы договоренность о глобальном изменении климата была эффективной, важно получить встречные обязательства и обеспечить активное участие двух стран, которые являются мировыми лидерами по загрязнению окружающей среды. Тем не менее, обе страны по-прежнему не могут договориться о том, как действовать дальше. Пекин продолжает выступать за подход, который включает в себя четкие цели по сокращению выбросов для развитых стран и предусматривает предоставление финансовой и технологической поддержки развивающимся странам за снижение выбросов в добровольном порядке. Однако Вашингтон утверждает, что новое соглашение должно предусматривать мониторинг, отчетность и контроль уровней сокращения выбросов для развивающихся стран и что в целом соглашение должно поддерживать национальный подход «снизу вверх». Китай требует второго периода Киотского протокола, по которому только развитые страны должны выполнить обязательства по сокращению выбросов. Тогда как США – которые не являются участником Протокола – считают, что он подлежит пересмотру в пользу соглашения, которое будет отражать новые глобальные реалии.
Странам будет трудно преодолеть разногласия в отношении связанных обязательств. Даже дискуссии по оказанию финансовой поддержки развивающимся странам для их адаптации к изменению климата были омрачены в последнее время, когда Китай объявил, что он не примет никаких соглашений о финансировании, которые будут содержать обязательные для выполнения условия. Любой финансовый пакет, по мнению Пекина, должен быть полностью свободным от обязательств.
Витает призрак «климатгейта»
Турбулентность – неновое явление на переговорах по климату. Низкие ожидания накануне Канкуна, скорее всего, смягчат удар, если тот или иной вопрос не найдет отражения в будущем соглашении. В отличие от ударных волн, которые сотрясли климатическое сообщество, когда термин «климатгейт» (скандал вокруг теории глобального потепления) попал в заголовки газет по всему миру всего за несколько недель до прошлогодней Конференции сторон в Копенгагене, подготовка к Канкуну была относительно спокойной.
В ноябре 2009 г. научные теории об изменении климата очередной раз были подвергнуты сомнению, когда климатические скептики обнародовали содержимое переписки (более тысячи украденных сообщений и документов) между учеными Группы по климатическим исследованиям Университета Восточной Англии. По мнению критиков, эти сообщения доказали, что ученые-климатологи намеренно преувеличивали проблему изменения климата – однако по результатам трех независимых исследований эти обвинения были отклонены. Тем не менее, инцидент смог повлиять на переговоры в Копенгагене и привлечь к себе большую часть внимания средств массовой информации в течение этого времени. С тех пор скептицизм в отношении проблемы климата и общее безразличие к изменению климата продолжает увеличиваться в Европе и США.
Учитывая небольшое политическое и общественное давление и низкие ожидания относительно принятия решений в этом году, саммит на мексиканском курорте может привести к достижению хоть и небольших, но важных результатов. На мини-министерском заседании, где обсуждалась подготовка к Канкуну, Маргарет Мукаханана-Сангарве, председатель Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества, остановилась на ряде вопросов, которые уже созрели для включения в соглашение, а также других проблемах, которые требуют дополнительных обсуждений, но потенциально могут быть решены в Канкуне. В состоянии наибольшей готовности находятся три вопроса: сокращение выбросов от сведения и деградации лесов (REDD+), сельское хозяйство и технологии. Усиленное внимание в РКИК ООН и за ее пределами к переговорам по соглашению о REDD – механизме защиты тропических лесов, которые поглощают СО2 – повышает шансы для достижения соглашения по этому вопросу в Канкуне. Скорее всего, продвижение на глобальном уровне начнется с этой темы, тогда как для решения более сложных вопросов потребуются дополнительные обсуждения. Кроме того, краткий текст, который устанавливает формальный процесс для обсуждения вопросов сельского хозяйства, был готов с июня этого года.
Трудные вопросы
К наиболее сложным вопросам, которые, вероятно, станут предметом интенсивных переговоров в Канкуне, относятся: финансирование, неблагоприятные последствия мер реагирования, смягчение последствий изменения климата и общее видение. Несмотря на недовольство Китая об условиях финансового пакета, окончательное решение, скорее всего, будет включать восторженные заявления о новом финансировании и, возможно, даже первые шаги в создании нового фонда или координационного механизма по финансированию. Многие детали функционирования такого учреждения уже изложены в документах, которые находятся на столе переговоров, но эта тема тесно связана с более спорным вопросом о смягчении последствий изменения климата. Здесь есть две проблемы, которые необходимо решить переговорщикам: как увеличить уровень обязательств развитых стран по всем принимаемым решениям и осуществлять эти обязательства; каким образом учитывать уровень и характер действий развивающихся стран (предпринимаемых в целях смягчения последствий изменения климата) для предоставления финансовой и технической поддержки за такие действия. В течение некоторого времени ведутся дискуссии относительно создания «реестра», а также обсуждается связанный с ним вопрос об осуществлении мониторинга, отчетности и проверки действий развивающихся стран. Что касается вопроса о «мерах реагирования», то планируется рассмотреть социальные и экономические воздействия, которые оказываются национальными мерами в области изменения климата на другие страны. Особое внимание будет уделено вопросу о пограничном углеродном налоге. Развивающиеся страны настаивают на включении в соглашение положения, запрещающего принятие таких односторонних мер, которые могут повлиять на международную торговлю. Хотя это предложение вряд ли будет согласовано в Канкуне, есть вероятность того, что страны смогут договориться о более тесном сотрудничестве и предотвращении споров путем создания консультативного органа или процесса, в рамках которого будет проводиться оценка мер реагирования и их последствий.
Не ожидается продвижения в Канкуне по следующим вопросам: смягчение последствий изменения климата; глобальное сокращение выбросов в рамках общего видения; выработка подхода к рассмотрению вопроса взаимодействия с международной торговлей; рыночные механизмы, такие как глобальная торговля выбросами; долгосрочное финансирование; многие детали о передаче технологий и развитии, например, права интеллектуальной собственности и технологические пулы.
Несмотря на наличие возможности договориться по нескольким вопросам, которые могут стать «ранним урожаем», страны могут захотеть уйти из-за стола переговоров с пустыми руками, если они посчитают, что пакет договоренностей не сбалансирован в отражении интересов сторон или в своем отношении к вопросу Киотского протокола (т.е. к продвижению его курса). Председатель будет настаивать на принятии одного соглашения, которое будет включать все согласованные элементы. Хотя это может показаться слишком оптимистичным, сохранение всех вопросов в одном документе поможет отразить достигнутый баланс и представить четкую картину того, что еще предстоит сделать в течение следующего года.